Дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение установленным работодателем правилам поведения во время выполнения ими трудовых обязанностей.

стран, % ОЭСР 3.3 2.9 1.9 США 2.8 2.7 2.4 ЕС 3.0 2.3 1.5 Прирост производительности труда, капиталоотдачи и совокупной факторной производительности в 1961—1992 гг., % Прирост ВВП на душу населения в странах Запада

НОУ ВПО «Ставропольский институт управления»
Конспект лекций
по дисциплине «Экономика труда»
для студентов направления подготовки 080100 «Экономика»
Ставрополь 2013
Введение
Целью изучения дисциплины «Экономика труда» является формирование у будущих специалистов теоретических знаний об основах экономической теории функционирования внешнего и внутренних рынков труда, а также о практических аспектах анализа и использования труда в организациях.
В ходе изучения дисциплины «Экономика труда» ставятся следующие задачи :
усвоение основных категорий экономики труда;
изучение социально-трудовых отношений, складывающихся в процессе труда;
изучение путей и методов наиболее эффективного использования трудового потенциала на всех уровнях национальной экономики;
ознакомление с законодательными и нормативными актами, регулирующими отношения социального партнерства работников и работодателей;
развитие навыков работы с законодательными, инструктивными, нормативными актами и специальной литературой по вопросам оптимальной организации труда.
В результате изучения дисциплины студенты должны
а) знать:
основные понятия и терминологический аппарат курса экономики труда;
структуру трудового потенциала общества;
базовые модели экономической теории труда: спроса на труд, предложения труда, инвестиций в человеческий капитал, функционирования рынка труда, коллективных переговоров и социального партнерства;
требования, принципы, методы формирования, использования и оценки трудовых ресурсов, трудового потенциала, рабочей силы;
методы измерения производительности и эффективности труда;
основные теории и методы мотивации и стимулирования труда;
функции, принципы, элементы организации оплаты труда;
пути повышения производительности труда;
принципы и элементы системы организации труда;
особенности трудового коллектива как объекта управления;
методы изучения и мотивирования трудового поведения работников.
б) уметь (владеть):
оценивать состояние и перспективы развития социально-трудовых отношений, мер государственного воздействия на рынок труда;
анализировать трудовые показатели;
рассчитывать экономический эффект от внедрения мероприятий по совершенствованию организации труда и росту его производительности,
владеть соответствующим инструментарием планирования и прогнозирования показателей эффективности трудовой деятельности, как на уровне отдельных рабочих мест, так и на уровне предприятий и их структурных подразделений.

наемного труда в национальном доходе, обеспечивает прирост. РОС. НАЦИОНАЛЬНА БИБЛИОТГКА О ПеіерЯург 200$ РК.  Иными словами, рассмотрение проблем социальной политики в странах Запада в контексте исторической 7 декабря 2015

в) иметь навыки:
расчета основных показателей эффективности использования трудовых ресурсов;
оценки уровня и степени дифференциации доходов населения;
планирования трудоемкости продукции, численности рабочих, специалистов, фонда заработной платы;
оценки факторов и резервов роста производительности предприятия;
определения заработной платы работника при различных формах и системах оплаты труда;
обоснования размера доплат и надбавок.
г) иметь представление:
о целях, задачах и средствах социально-экономической политики государства, экономических методах анализа и управления социально-трудовыми отношениями на уровне фирмы и рынка в целом.
Лекция 1. Предмет, задачи и концепции дисциплины в условиях рыночной экономики
Предмет, задачи экономики труда и его развитие на современном этапе
Взаимосвязь экономики труда с другими науками
Задачи дисциплины «Экономика труда»
1. Предмет экономики труда и его развитие на современном этапе
Объектом изучения экономики труда является труд, т.е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.
В реальной жизни проблемы экономики труда глубоко социализированы. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты.
Поэтому предметом изучения экономики труда являются не только чисто трудовые экономические, но и социально-экономические отношения, возникающие в обществе, регионах, на конкретных предприятиях по поводу использования труда. Следовательно, правомерно говорить о социально-трудовых отношениях как о предмете экономики труда.
Теоретическое и методологическое развитие экономики труда как науки шло практически параллельно в странах Запада и в России. Однако предмет исследования существенно различался: в странах Запада он сводился к исследованию рынка труда, кривых спроса и предложения, состояния занятости и безработицы, оказывавших влияние на заработную плату; в России многолетние исследования, проводившиеся Институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации (НИИ труда), охватывали широкий круг проблем трудовых отношений непосредственно на самом производстве: организация труда, нормирование труда, улучшение условий и охраны труда, заработная плата как стимулятор роста производительности труда. При этом в отсутствие классического понимания рынка труда заработная плата не рассматривалась как рыночная категория.

ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Объектом изучения экономики труда является труд, т. е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание  Экономика труда как наука развивалась параллельно в странах Запада и в России (СССР).

С развитием рыночных отношений в экономике России возник вопрос об объединении зарубежных и отечественных направлений исследований и достижений практики, учитывающий специфические особенности развития российской экономики.
Потребность в расширении знаний о труде как источнике развития человека и общества объективно служит движущим мотивом раскрытия новых граней и возможностей в определении предмета науки «Экономика труда». Это обусловлено как развитием в целом экономической теории, так и развитием арсенала средств научно-технического прогресса, способствующих росту эффективности труда, созданию достойных условий жизни людей в обществе.
При становлении и развитии рыночных отношений в экономике можно полагать, что развитие предмета «Экономика труда» будет исходить из основополагающей категории «эффективность труда», т.е. соотношения между его затратами и результатом, затрагивая следующие направления:
• исследование содержания социально-трудовых отношений, рынка труда, занятости, механизма, регулирующего и обеспечивающего эффективное функционирование трудовых ресурсов и трудового потенциала общества;
• формирование экономических условий для роста производительности и эффективности труда в ходе осуществления экономических реформ;
• изучение трудовой мотивации и стимулов, обеспечивающих плодотворную и эффективную трудовую деятельность в процессе развития рыночных отношений;
• определение принципов управления воспроизводством и использованием ресурсов для трудовой деятельности применительно к различным уровням хозяйствования с выделением микро-, мезо- и макроэкономики труда: на микроуровне предмет экономики труда — изучение развития и использования трудового и творческого потенциала работников, повышения эффективности и доходности труда, уровня его оплаты на основе применения рациональных форм организации нормирования и стимулирования персонала; на мезоуровне предметом экономики труда является исследование и решение проблем занятости, рынков труда, социальной реабилитации и социальной защиты работников на территориальном уровне, формирования эффективной системы управления социально-трудовыми отношениями в конкретном регионе; на макроуровне предмет экономики труда — выработка стратегии развития социально-трудовой сферы, прогнозирование социально-трудовых показателей развития национальной экономики, формирование и развитие эффективного экономико-правового механизма регулирования трудовых отношений в обществе в интересах повышения эффективности, национальной экономики для целей жизнеобеспечения человека и общества в целом.
Таким образом, можно определить, что в современных условиях предметом экономики труда является изучение социально-трудовых отношений в вопросах трудового потенциала общества, путей его формирования и рационального использования в целях повышения эффективности национальной экономики, непосредственно обусловливающей жизнеобеспечение человека и общества в целом.
2. Взаимосвязь экономики труда с другими науками
В системе наук о труде существует достаточно много относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных дисциплин: управление персоналом, Физиология труда, Психология труда, Мотивация трудовой деятельности, Конфликтология, Инновационный менеджмент в кадровой работе, Персональный менеджмент, Этика деловых отношений, Рынок труда (управление занятостью), Демография, История труда и предпринимательства, Политика доходов и заработной платы, Трудовое право, Экономика труда, Социология труда и др. (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Взаимосвязь экономики труда с другими науками
Экономика труда как наука, прежде всего, связана с физиологией труда, изучающей функциональные изменения в организме человека в процессе труда, расход мышечной и нервно-психической энергии под воздействием благоприятных и неблагоприятных факторов условий труда и вырабатывающей рекомендации по рациональному использованию физиологических способностей личности, физиологически обоснованных режимов труда и отдыха, снижению утомляемости, повышению работоспособности персонала.
Труд с точки зрения психологии рассматривается как процесс сознательной деятельности, в котором раскрываются психологические качества личности, поведение человека в отношении цели и содержания выполняемой работы, отношение к коллегам, к использованию материальных факторов трудового процесса (орудий, предметов труда). В этой связи экономика труда тесно взаимодействует с психологией труда, которая вырабатывает рекомендации по обеспечению нормального психологического климата во взаимоотношениях членов коллектива на основе использования выводов социальной психологии, этики, рекомендует направления повышения привлекательности, содержания и условий труда применительно к определенным категориям работников, видам деятельности на основе использования положений эстетики, инженерной психологии, эргономики.
Социальные проблемы труда и рекомендации в этой области разрабатывает специальная отрасль социо

Новая история стран запада. (наименование учебной дисциплины).  Работорговля и рабский труд в Северной Америке в XVII - XVIII вв. Борьба между патриотами и лоялистами в Северной Америке.

4 2. Место дисциплины в структуре ОПП бакалавриата Дисциплина «Рынок труда» изучается в вариативной части профессионального цикла (Б3.В.ОД.14).  Использование в России опыта стран Запада по данной проблеме.

1.2.2 ДИСЦИПЛИНА ТРУДА В странах Запада дисциплина труда никогда не рассматривалась как отдельный самостоятельный институт трудового права.