Статья посвящена проблемам административного судопроизводства. Административный процесс рассматривается в качестве ключевой задачи регулирования административных правоотношений

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.  Статья 3. Задачи административного судопроизводства.29 июня 2015

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников
Заряева, Наталья Павловна. Административное судопроизводство в Российской Федерации: теоретические основы построения, практика осуществления и проблемы правового регулирования : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.14 / Заряева Наталья Павловна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2011.- 30 с.: ил. РГБ ОД, 9 11-2/608
Введение к работе
з
Актуальность диссертационного исследования. Административное судопроизводство является одной из форм осуществления в Российской Федерации судебной власти. Установление института административного судопроизводства в Конституции Российской Федерации 1993 года стало началом формирования в стране законодательства об административном правосудии, развития административно-процессуального законодательства, разработки проектов законодательных актов, определяющих создание в стране специальных судов, рассматривающих дела, возникающие из административных и иных публично-правовых отношений. Формирование административного правосудия - одна из главнейших задач проводимой в России с начала 90-х годов прошлого столетия судебной реформы. Одновременно административное судопроизводство считается важнейшей формой защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законных интересов организаций (юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей; административное правосудие - форма судебного нормо-контроля, осуществляемого в сфере административного нормотворчества. Наконец, административное правосудие направлено на обеспечение принципа законности в организации и функционировании исполнительных органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Таким образом, принципиальные позиции конституционно-правового регулирования административного правосудия, установленные в статьях 118 и 126 Конституции Российской Федерации, создают прочную основу для формирования законодательства об административном судопроизводстве, для совершенствования системы и модели российской административной юстиции.
Актуальность темы диссертации обусловлена как потребностью формирования в России системы эффективной судебной правовой защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц, так и созданием судебной власти в стране, соответствующей всем элементам стандарта современного правового государства. В настоящее время в Российской Федерации адми-

Российская Федерация. Проект Президента РФ от 26 марта 2013 года № 246960-6.  Задачи административного судопроизводства.  Статья 13. Язык, на котором ведется административное судопроизводство.26 марта 2013

4 нистративное судопроизводство осуществляется как судами общей юрисдикции (ст. 4 ФКЗ от 7 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации), так и арбитражными судами (ФКЗ от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации). Административные дела, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства, не имеют сегодня точного определения, полноценного законодательного регулирования и видовых характеристик. Следовательно, сложноструктурированное законодательство об административном правосудии, неясность терминов «административное процессуальное законодательство», «административный процесс», «административные дела», отсутствие четкой и понятной стратегии развития административной юстиции в стране, противоречивость судебной практики по административно-правовым спорам обусловливают актуальность в проведении исследования института административного правосудия в России на современном этапе государственно-правового строительства в условиях проводимой модернизации правовой системы страны. Российское административное процессуальное законодательство не в полном объеме закрепляет все судебные процедуры рассмотрения административно-правовых споров; в стране отсутствуют специализированные административные суды, которые профессионально в соответствии с установленной подведомственностью и подсудностью на основе соответствующих процессуальных принципов рассматривали бы административные дела. В связи с этим в диссертации отстаиваются мнения о необходимости: завершения реформы судебной системы и приведения ее в соответствие с международными правовыми стандартами; формирования специальной формы осуществления судебной власти - административного правосудия, основанного на особых принципах рассмотрения судами административно-правовых споров; обеспечения доступности правосудия; формирования эффективного судебного контроля за публичным управлением. При этом аргументируются предложения о принятии федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Рос-
5 сийской Федерации» и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы исследования. Административному судопроизводству как научной проблеме посвящено множество научных трудов, в которых оно рассматривается как в историческом, так и в институционально-правовом аспектах. Весьма активно и результативно учеными исследовались институты административной юстиции и административного судопроизводства в царской России. Проблема административного судопроизводства в России (административной юстиции, судебного контроля за исполнительной властью) обсуждается почти полтора века, а её решение развивается в направлении поиска наиболее приемлемого для российских правовых традиций способа разрешения публично-правовых споров и защиты прав граждан (организаций) от незаконных действий (бездействия) и решений органов государственного управления и должностных лиц. Наиболее фундаментально, всесторонне и последовательно данный вопрос обсуждался в России в конце XIX - начале XX в. и в конце XX - начале XXI в. Основоположниками теории административной юстиции и административного судопроизводства являются В.А. Гаген, В.М. Гессен, В.Ф. Дерюжинский, А.И. Елистратов, М.Д. Загряцков, Н.М. Кор-кунов, С.А. Корф, A.M. Кулишер, Н.И. Лазаревский, М.А. Лозин-Лозинский, И.Т. Тарасов и другие. В советские годы административная юстиция не получила детального научно-содержательного познания. Теоретические обоснования формирования соответствующей модели административной юстиции в стране не завершились тогда эффективным нормативным правовым регулированием отношений в области административного правосудия. И лишь в постсоветское время административная юстиция и институт административного судопроизводства стали рассматриваться учеными-юристами как важнейшие элементы современной судебной системы страны. Данная тематика явилась предметом множества научных публикаций, в которых административная юстиция и административное правосудие получили весьма детальное изучение и структурно-содержательный анализ в связи с рассмотрением судами дел об обжаловании

Статьи по предмету Административное право. Вернуться к списку статей по юриспруденции.  См.: п. 1 ст. 18 проекта N 246960-6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении

6 действий (бездействия) и решений должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, осуществлением судебного нормоконтроля, оспариванием в судах нормативных или ненормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти и их должностных лиц. Судебный нормокон-троль обосновывался как важнейший институт административного права. Таким образом, можно констатировать высокую степень научной разработанности проблемы формирования в России административной юстиции и административного судопроизводства. В настоящее время авторы научных трудов, посвященных институту административного судопроизводства, исследуют, например: практические вопросы рассмотрения судами публично-правовых споров; особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов публичного управления и должностных лиц; специфические черты разрешения споров о нарушениях антимонопольного законодательства; процессуальные порядки обжалования решений налоговых органов, органов публичной власти по земельным правоотношениям. Однако нерешенными и сегодня остаются множество научных проблем современной организации и нормативного правового регулирования осуществления в стране административного правосудия. Осуществляемая в стране судебная реформа так и не привела к учреждению специализированных административных судов, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливался бы федеральным конституционным законом.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу организации и осуществления судебной власти посредством административного судопроизводства, обеспечивающего реализацию права граждан, физических и юридических лиц на судебную защиту от незаконных действий (бездействия) и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Предмет исследования составляет: нормативно-правовая основа организации и функционирования в России судебной власти, осуществляемой по-
7 средством административного судопроизводства; судебная практика; законопроекты, устанавливающие как процесс учреждения в стране специализированных административных судов, так и порядок формирования и осуществления административного судопроизводства.
Целью диссертации является расширение и уточнение теоретических основ построения административного судопроизводства в Российской Федерации, изучение практики осуществления и проблем правового регулирования административного судопроизводства, обеспечение правовой защиты субъективных прав граждан и разработка нового подхода к пониманию содержания, видов и эффективности административного правосудия.
Достижение поставленных целей обусловило решение следующих задач:
обосновать административное судопроизводство как особую форму осуществления российской судебной власти;
раскрыть понятие и основные признаки административного правосудия;
установить принципиальные позиции, содержание конституционно-правового регулирования и процессуальные правовые источники административного правосудия, рассмотреть их виды и особенности;
определить сущность, правовое установление и виды административных дел, ра

Панкова О.В.: О некоторых теоретических проблемах административного судопроизводства в России. Тип: Статья Автор: Панкова О.В. Издательство: Изд-во Статут Место издания: Москва Количество страниц: 103-109 Год издания: 2008 г.

Административная юстиция (теоретические проблемы). - Л., Изд-во ЛГУ, 1973, с. 26-65).  Во-вторых, об административном судопроизводстве как процессуальной форме  В решении этого вопроса в научном плане наметились два подхода.

Не меньше проблем имеет и административное судопроизводство, однако, тот факт, что никем не  6 19 Такая инспекция в Российской Федерации была создана в 1998 г. Закрепленные в ст. 355 Трудового кодекса РФ задачи Рострудинспекции 8 декабря 2015